Не верится, но с момента выхода GTA V, которая до сих пор является новейшей частью легендарной серии от Rockstar, прошло уже 10 лет. Все это время главное внимание любителей игр типа GTA приковано именно к ней. Ничего удивительного в данном случае нет: GTA V пока самая технически совершенная игра серии, имеет самый большой и реалистичный игровой мир, самый большой парк разнообразных транспортных средств, трех главных героев и еще массу особенностей, мимо которых пройти крайне трудно. Игра продолжает регулярно получать обновления, и в нее периодически добавляется что-нибудь новое: например, оружие или автомобили. Также именно в ней предусмотрен особенно насыщенный и постоянно развивающийся режим онлайн, а многие энтузиасты практически каждый день создают для GTA V всевозможные интересные и иногда даже сногсшибательные модификации.
Но поскольку серия Grand Theft Auto славится тем, что ни одну ее часть невозможно отнести к одноразовой игрушке, сегодня стоит и сказать несколько слов про такой шедевр, как GTA IV. Об игре 2008 года тоже вовсе не забыли. У нее также есть масса своих сильных сторон и просто ярких особенностей. Нельзя не напомнить, что GTA V создавалась как раз с использованием наработок, которые впервые были применены в GTA IV. Если быть точнее, то обе игры используют движок RAGE. Как раз GTA IV и сделала старт играм нового поколения в серии GTA: она подарила не только новую графику, но и принципиально новую физику персонажей, транспорта и других объектов, абсолютно новые в технологическом плане эффекты частиц.
GTA IV вовсе не утратила свою актуальность, и даже если рассматривать всего лишь ее технологическую часть, то она не во всем заметно отстает от GTA V. По некоторым мелочам предыдущая игра имеет и свои плюсы. Например, физика транспортных средств в некотором плане реалистичнее в игре 2008 года. Также в ней есть некоторые незначительные, но полезные и интересные возможности, которые разработчики к сожалению не перенесли в самую новую на данный момент часть серии. В частности, пока только в GTA IV главный герой может поднимать с земли некоторые объекты и бросать их. Это кирпичи, стаканы и еще такие маленькие объекты, как окурки сигарет. Бросить их возможно как в противника, так и в какое-нибудь окно или просто в том или ином направлении. Именно в GTA IV у продавцов еды можно купить последнюю, а не только видеть их на работе, и при этом процесс покупки довольно реалистичен: продавец передает Нико Беллику еду из своих рук, как в реальности.
Всем игрокам хорошо известно, что в GTA V изумительного качества вода. Это относится к любой воде: в океане, ручьях, бассейнах, к лужам при дожде и так далее. Однако в GTA IV вода тоже весьма хорошо проработана, и она имеет одну интересную особенность: если над ней зависнет вертолет, то вода разойдется в стороны от ветра, исходящего от лопастей вертолета.
Также GTA IV располагает самой сложной и интересной системой рукопашного боя. Если в GTA V особых навыков в драках не требуется, если для победы достаточно просто активнее нажимать на конкретные клавиши, то в предыдущей игре высока вероятность проиграть бой, нужны хорошие навыки, правильные обдуманные действия, хорошая реакция. И если в игре 2008 года будет два или более соперников, то драка становится очень сложной в условиях отсутствия у Нико хотя бы подручных средств. Кроме того, за успешные уклоны от атак противников в GTA IV выдается бонус: Нико применяет интересные и эффективные приемы, а если противник имеет нож или бейсбольную биту, то Нико вырвет подручное средство и завладеет им.
В принципе сравнивать обе игры в техническом плане можно было бы еще долго. Но главное, о чем следует сказать, это то, что GTA IV даже не собирается устаревать. В этой игре можно видеть множество уникальных своих особенностей и неповторимую общую атмосферу. Нико Беллик, например, яркая личность, у него много поклонников, некоторые любители даже сделали модификацию, переносящую этого персонажа в GTA V. Для GTA IV также сделано море модификаций, улучшающих игру по различным параметрам, добавляющих новые занятия в ней или просто интересные особенности.
Иными словами, шедевр 2008 года в обозримом будущем не будет забыт: как благодаря массе своих оригинальных особенностей, так и усилиям сообщества авторов модификаций.