Разработчики сразу задались вопросом, как сделать свой шутер непохожим на другие. Они решили добавить в Half-Life 2 сюжет, разнообразный геймплей и физику, которую к нему подвязали. И не только предметы окружения разлетаются от взрывов – есть специальная пушка, управляющая гравитацией и решающая множество загадок, которые связаны с перемещением и весом объектов. И такой подход не надоедает на протяжении всего прохождения, разбавляя перестрелки и заезды на транспорте.
Garry’s Mod – модификация для Half-Life 2, которая стала полноценным конструктором-развлечением для геймеров. На базе этого проекта, использующего на максимум физический движок большого брата делали машиниму, потом свои игры, которые из дополнений перерастали во что-то большее. Эксперименты в знакомых декорациях с моделями из тайтлов Valve ограничиваются только вашей фантазией.
Лучший пример отделения одной идеи в цельную игру. На смену гравипушке пришла пушка портальная. Она двумя выстрелами прорезает пространство, соединяя места попадания в единый коридор. Войдя в него в паре шагов от персонажа, можно оказаться высоко над потолком или за непреодолимым препятствием. Тоже самое нужно делать в Portal и с разными предметами на уровнях, решая головоломки, не забывая про физику движка Source.
Grand Theft Auto IV привнесла в серию больше мрачности, суровости истории и реалистичности. Как в графике, так и в использовании законов физики. Автомобили мнутся от ударов при авариях, рассыпаются стекла, выстрелы сбивают противника с ног, NPC цепляются за машины и друг за друга, даже вода под лопастями вертолета реагирует на потоки воздуха. В 5 части эти элементы получили упрощения в угоду оптимизации.
Red Dead Redemption 2 до ужаса реалистична. Внимание к мелочам тут