Один из первопроходцев MMO-игр Раф Костер, наиболее известный по роли ведущего дизайнера Ultima Online и креативного директора Star Wars Galaxies, считает, что неизменный успех World of Warcraft негативно сказался на разнообразии жанра и по сути привел к большому застою в нем. В беседе с GamesRadar Костер заявил, что MMO «долгое время находятся в застое» и что «мы уже давно не видели существенных инноваций в этой сфере». Почему? А потому, что по его мнению World of Warcraft стала настолько популярной, что задала новый свод правил для всех разработчиков MMO, которому те вынуждены следовать.
«Созданный World of Warcraft шаблон продолжает доминировать, и это ограничило то, что раньше было гораздо более разнообразным жанром. – сообщил Костер. – Раньше в MMO было гораздо больше разнообразия, и мы видим, как появляются новые жанры, чтобы удовлетворить спрос на те виды игрового процесса и возможностей, которые раньше присутствовали в MMO, но больше в них не существуют».
Можно уловить то, о чем говорит Костер. Ultima Online, Runescape, EVE Online, Everquest – большинство ММО, которые стали основоположниками жанра и были популярны до появления World of Warcraft, имели гораздо больше заметных социальных элементов в виде проводимых сообществом событий и управляемой игроками экономикой. Кроме того, они были гораздо менее структурированы в плане прохождения, дизайна заданий и исследования мира, предоставляя игрокам больше свободы и выбора играть как им хочется.