Age of Empires вошла в историю игр как одна из легендарных игр золотого века стратегических игр в реальном времени, что могут сказать о себе лишь немногие молодые студии. Ensemble Studios не только преуспела в подвиге, но и повторила его снова и снова с другими частями, включая Age of Mythology, заменившую исторический фон мифологией. Среди стратегий в реальном времени эпохи Age of Empires, в основном основанных на фэнтези и научной фантастике, выделялась среда, уходящая корнями в историю человечества. Во время игры мы ведем выбранных нами людей из каменного века в железный век среди двенадцати различных цивилизаций, разделенных на четыре основные группы в соответствии с их архитектурным стилем.
Разработка носила кодовое название «Dawn of Man» и для нее также был подготовлен собственный движок Genie, подвергшийся тщательному обновлению, часть за частью, и позже послуживший основой для Star Wars: Galactic Battlegrounds. Немало сил было потрачено на исследование исторической подоплеки, но без фанатизма Идея заключалась в том, чтобы развлечь игроков, «а не дизайнера или исследователей». Подобный подход преобладал в создании музыкального материала, в сотрудничестве Стивена и Дэвида Риппи и Кевина Макмаллана играют инструменты вызванной эпохи и людей, частично с традиционными, частично более современными мелодиями.
Также они вложили много сил в разработку искусственного интеллекта игры, который - в редком и по сей день - не выигрывает с помощью различных читов (халявные деньги, более сильные юниты), а играет по условиям игрока. Несмотря на усилия, предпринятые в этой области, немного иронично, что это стало одной из самых критикуемых частей игры.
Через несколько месяцев после выхода Age of Empires входила в десятку лучших в