С тех пор, как человек научился мыслить, он боится смерти. А еще больше – мучительной смерти. За этим страхом скрывается не столько боязнь боли, сколько страх неизвестности, именно поэтому многие из нас так боятся темноты или глубины. Страх – один из важнейших механизмов выживания вида, но человечеству было мало бояться реальных опасностей, оно стало фантазировать и придумывать новые угрозы. И что самое страшное – верить в них.
Не исключено, что первые ужастики появились еще до того, как человечество научилось их записывать. Монстры вроде вампиров, оборотней, демонов, злых призраков пришли в сегодняшнюю массовую культуру из литературы прошлых веков, а в нее перекочевали из мифов, чей возраст и вовсе невозможно установить точно. Фильмы ужасов стали появляться с момента зарождения кинематографа, то же касается и игровой индустрии. И это еще раз доказывает, что человек очень любит попугаться, находясь при этом в безопасности, думая «это все выдумки» или «со мной такого точно не произошло бы».
Неудивительно, что большинство хорроров, как в литературе, так и в фильмах и играх, завязаны на мистике. Это, пожалуй, самая благодатная почва, ведь ничто не пугает так, как нечто непознанное, непонятно откуда взявшееся, обладающее сверхъестественными силами. Однако не менее популярны монстры-люди – маньяки, сумасшедшие убийцы или хладнокровные мучители.
Страх тоже бывает разным – одно дело испугаться заглянувшего в ваше окно безликого Слендермена, другое – изо дня в день бояться преследователя, бояться стать жертвой, например, религиозного культа или тоталитарного режима. Да и испугать можно по-разному, порой достаточно лишь хорошо выдержанной мрачной и гнетущей атмосферы. Однако резкое «бу!» – хоть и клише, но отлично справляется со