Недавно серверный процессор AMD EPYC 9965 стал участником необычного эксперимента. Один из зарубежных техно-порталов проверил, как игра Doom Eternal способна распараллеливать свою нагрузку на двух 192-ядерных чипах Zen 5c, суммарно предоставляющих 384 потока.
Результат удивил многих: при разрешении 4K, настройках Ultra-Nightmare и отключенных эффектах трассировки лучей, два EPYC 9965 обеспечили стабильные 200–300 FPS, но их общая загрузка составила всего 1%. Графики тестирования показали, что Doom Eternal эффективно использует более 40 потоков, однако средняя загрузка каждого из них не превышала 50%. Это значит, что теоретически подобная конфигурация могла бы одновременно запустить до 15 экземпляров игры без серьезных ограничений.
Современные игровые движки активно используют многопоточность и однопоточные проекты практически исчезли с рынка. Это привело к тому, что массовые процессоры с 4–6 ядрами все чаще становятся ограничением для FPS в сложных играх. Даже восьмиядерные процессоры в ряде случаев нагружается практически полностью, хотя и не на максимальной мощности.
Тем не менее, несмотря на потенциал распараллеливания, игровая индустрия пока не готова использовать возможности процессоров уровня EPYC 9965. Тестируемый чип имеет 192 ядра Zen 5c, 384 МБ L3-кэша, TDP в 500 Вт и стоимость около $15 000. Такие характеристики, хотя и впечатляют, абсолютно избыточны для большинства игр, а в малопоточных проектах, например CS2, подобные системы показывают неиграбельные результаты.
Эксперимент подтвердил, что даже урезанные ядра Zen 5c демонстрируют хорошую производительность в условиях, где игры оптимизированы под множество потоков. Однако подобные конфигурации остаются скорее исследовательскими, чем практическими для геймеров.