Ещё в 2016 году казалось, что искусственный интеллект окончательно «разобрался» со стратегической игрой Го. Но человеку удалось победить компьютер, воспользовавшись слабым местом в программном обеспечении.
Келлин Пелрин – не самый продвинутый игрок в мировом рейтинге, ниже высшего любительского ранга. Игрок без труда обыграл ИИ в 14 из 15 матчей. Интересно, что стратегию победы предложил другой компьютер, которого попросили проанализировать «соревнование».
ИИ FAR — специальный ИИ для анализа ИИ. Соперником была KataGo, одна из лучших систем, занимающихся только игрой в Го.
Пелрин объяснил, что используемая стратегия не особенно сложна, и даже средний игрок без проблем её освоит. В урощенном виде тактика заключается в том, чтобы медленно выстраивать «петлю» вокруг камней противника, отвлекая его ходами в другом углу доски. Искусственный интеллект, по крайней мере, в настоящее время, не может справиться с таким поведением. Для человека распознать такую ловушку не составит особого труда.
Это указывает на более широкую проблему, связанную с существующими решениями. Алгоритмы «учатся» на огромном количестве примеров, но не способны творчески реагировать на необычные ситуации. Некоторые эксперты считают, что тактика Пелрина сработала потому, что она редко используется в профессиональных матчах.
В 2016 году система AlphaGo компании Google обыграла чемпиона мира по Го, Ли Седоля, со счетом 4:1, что заставило его отказаться от этого вида спорта спустя три года.